Лепка из теста как вид деятельности консультация. Консультация для родителей "тестопластика - это увлекательно"

Виктория Попова
Консультация для родителей «Лепка из соленого теста»

Лепка в дошкольном возрасте рассматривается и как средство и как условие развития творческого потенциала ребенка. Лепка – разновидность детской изобразительной деятельности, опирающаяся на законы скульптуры и декоративно-прикладного искусства для отражения субъектно-актуального содержания к окружающей действительности, в объеме и через использование мягкого Пластическое творчество – это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, воображения, развитию навыков и умений .

Значение лепки состоит в том , что совершенствуется мелкая моторика рук, развиваются художественно-творческие способности, воображение, конструкторские способности , пространственное мышление. Работа с пластическим материалом способствует воспитанию характера : усидчивости, умению планировать свою деятельность .

В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто . Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой , как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада .

Человек издавна научился готовить из муки и воды – лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого материала – совсем другое дело.

Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать .

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творческих способностей дошкольников : повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел .

Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из соленого теста . Задача взрослых – педагогов, воспитателей, родителей – облегчить этот путь изучения нового материала, освоить основные приемы работы с ним, вызывать у детей желание работать с соленым тестом , пытаться передать свои впечатления в работе по лепке из соленого теста , передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру.

Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творчество детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т. е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те творческие способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие .

Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко – с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. Однако возможности развития творческих способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.

Активность ребёнка в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется, прежде всего, а стремлении полно и до конца реализовать свой замысел. Показателем самостоятельности в изобразительной деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа. Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению.

Весь процесс художественно-изобразительного творчества сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла. Дошкольный возраст характеризуется активизацией функций воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого. Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии – возраст от 5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творческих способностей у детей.

Развитие творческих способностей у детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития изобразительного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного . Поэтому обосновано можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов (в частности из соленого теста ) благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства : радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Лепка – объемный способ пластического изображения предметов. Лепка обеспечивает придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т. п. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям .

Вывод. Овладевая секретами лепки из соленого теста , ребенок как никогда имеет возможность открыть для себя волшебную силу искусства, реализовать свое творчество и фантазию в собственном «творческом продукте» . Задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь.

Если рассматривать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального

образования г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

Консультация для родителей

« Лепка из соленого теста »

Подготовила:

Воспитатель

МАДОУМО г.Нягань

«Детский сад № 10 «Дубравушка»

Кожокарь Е.Ю.

2014

Итак, начнем.

Рецепт соленого теста Прежде всего, мука должна быть самой обыкновенной. Никаких разрыхлителей, красителей и прочих вкусовых добавок! Обычно используют самую дешевую пшеничную муку. В отличие от нее, в ржаной больше клейковины. Поделки из такой муки получаются более грубыми, но зато при сушке меньше деформируются и трескаются. Если в процессе изготовления будущей поделки не планируются мелкие и утонченные детали, как правило, смешивается пшеничная и ржаная мука в равных пропорциях.

Соль – «Экстра». В одной книге прочитала, что можно взять каменную соль и размельчить ее в кофемолке. Ну, давайте морскую попробуем или, например, соль для ванн. Повторюсь еще раз – не надо мудрить! Мы сейчас не о редкоземельных металлах говорим. Соль «Экстра» более чем доступна, продается в любом поселковом продмаге. Она достаточно мелкая и хорошо растворяется.

Вода – обыкновенная холодная вода.

Перейдем непосредственно к приготовлению и всевозможным добавкам.

Перемешиваем соль и муку . Некоторые «специалисты» рекомендуют заранее растворять соль в воде. Мол, таким образом, соль растворится полностью и в тесте не будет кристаллических вкраплений. На деле же получаем насыщенный раствор с непонятным осадком. К тому же точное количество воды, которое может нам понадобиться, мы можем угадать далеко не всегда. А при изготовлении декоративных изразцов и плиток, количество соли увеличивают, чуть ли не в два раза! Столько соли вода в себя не примет однозначно. А потому – не будем изобретать велосипед и продолжим.

Добавляем дополнительные ингредиенты . Для того чтобы наши поделки после сушки и окончательной обработки получались более прочными, добавим одну-две столовые ложки обойного клея. Если добавить картофельный крахмал, тесто станет очень нежным и пластичным. Из такого теста хорошо создавать тонкие, изысканные работы с множеством мелких деталей. Хотя, если вы хотите добавить крахмал, правильнее было бы сварить клейстер и использовать его вместо воды. Следует также помнить, что крахмал делает поделку боле хрупкой. Поэтому тут важно не переусердствовать. Для количества муки, приведенного в нашем рецепте, будет достаточно столовой ложки с горкой. Кстати, в процессе написания этой статьи, у меня возникла мысль об использовании кукурузной муки. Ведь в ней содержится очень большое количество крахмала. Обязательно попробую и в будущем обязательно отпишусь на эту тему.

Замешиваем тесто. Тщательно перемешивая, подливаем холодную воду. Можно использовать всевозможные миксеры и кухонные комбайны, но только на начальном этапе. Хотя по моему скромному мнению, это – лишнее. Степень готовности соленого теста можно определить только руками. Если тесто крошится, добавьте воды. Если оно, наоборот, слишком хорошо тянется и липнет к рукам, значит воды много, и нужно подсыпать немного муки. Скатайте шарик, сделайте в нем пальцем несколько углублений. Если тесто не расплывается и держит форму, значит оно готово. В процессе замешивания рекомендую добавить растительное масло. Теперь тесто не будет липнуть к рукам, быстро пересыхать и покрываться корочкой во время работы. Однако следует помнить, что лучшее – враг хорошего! Если масла много, тесто будет пачкаться, и конечная сушка может затянуться очень надолго. Для нашего рецепта достаточно пары столовых ложек. Для этих же целей некоторые используют глицерин и, даже, детский крем. На счет крема ничего не скажу. Но если вы планируете заниматься с ребенком, можно добавить какую-нибудь приятную отдушку. Например – несколько кристаллов ванилина. Если будете добавлять красители, то более подробную информацию можно найти в статье « Цветное тесто ».

Заворачиваем готовое тесто в пакет и кладем его в холодильник. В таком виде оно может храниться достаточно долго. Кстати, через несколько часов такого хранения полностью растворятся остатки соли. Да и остальные составляющие вступят друг с другом в окончательную реакцию. Главное – не забыть перед работой еще раз тесто замесить. Как правило, я готовлю его с вечера, а непосредственно лепкой занимаюсь на следующий день.

Итак,

точных, идеальных и однозначно правильных рецептов не существует! Жесткость воды, качество муки и соли, даже температура могут повлиять на конечный результат. Так что, если вы только начинаете интересоваться тестопластикой, воспользуйтесь рекомендациями, приведенными выше. Не бойтесь экспериментировать, и, вполне возможно, со временем у вас выработается свой, эксклюзивный рецепт приготовления соленого теста!

Когда люди начали лепить из теста фигурки? Да, наверно, с тех давних времен, когда научились добывать муку для этого теста! В истории каждой древней цивилизации существуют упоминания о тестопластике, как о важной части религиозных обрядов, народного творчества и, даже, жертвоприношений. Ведь мука и вода, как и хлеб, который из них делают, являются неотъемлемой частью человеческой культуры.

Поскольку целью данной вступительной статьи являются не исторические изыскания, мы опустим внушительный список стран, в истории которых находятся свидетельства применения соленого теста. Скажем только, что традиция эта действительно очень древняя, и распространена она на всех континентах. Ну, разве, что пингвины в Антарктиде еще не освоили этот замечательный промысел.

Вернемся ко дню сегодняшнему. За многие века существования, техника работы с соленым тестом практически не изменилась. Все те же мука и вода. Для того чтобы уберечь поделку от всевозможных вредителей, добавим соль. Вот, собственно и все, что нужно! Ах, да! Мы забыли упомянуть про огромное желание, сделать своими руками красивую вещь!

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство - источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку, музицирование. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Еще одна специфическая черта лепки - ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто.

Человек издавна научился готовить из муки и воды - лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого материала - совсем другое дело. Более высокохудожественное. Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции.

Творить и созидать - это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста - доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников.

1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

3. Синхронизирует работу обеих рук;

4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

5. Развивает творчество ребенка.


Консультация для родителей
«Лепка из соленого теста – это удовольствие и радость!»

Тесто – мягкий, податливый материал, экологически чистый и понятный детям. К тому же все необходимые материалы легкодоступны: у мамы и бабушки на кухне всегда найдется мука, соль, вода и «секретные ингредиенты». Лепка, один из самых интересных видов деятельности. Процесс лепки способствует развитию чувству формы, объема, пропорций, зрительных и тактильных ощущений, творческого воображения и восприятия, а самое главное – это естественное развитие в гармонии с природой.

Цель занятий лепки из соленого теста:

Вызвать у ребенка интерес к лепке и в легкой игровой форме познакомить его со свойствами и приемами лепки из соленого теста.
Тесто имеет свойство мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, крошиться, подсыхать. Важно научить не только лепить разные фигуры или даже целые композиции, но и посредством лепки из соленого теста развивать мелкую моторику руки, а также творческие способности, фантазию и воображение.

Материалы требуемые для лепки из соленого теста:
деревянная или пластмассовая дощечка для лепки
стеки
фигурные валики
фигурные стеки (узоры)
влажная тряпочка или салфетка
кисточка для смачивания теста водой
скалка
терка
ситечко
стаканчик для воды
песочные формочки
краски гуашевые или акриловые
противень
мука (ржаная, пшеничная, овсяная)
подсолнечное масло
соль «Экстра»
обойный клей
клей «Момент» для приклеивания изделия на готовый фон.

Техника лепки из соленого теста.

1. Подготовьте заранее рабочее место, оснастив поверхность стола деревянной дощечкой или пластмассовой, приготовьте стеки, влажные тряпочки. Замесите тесто, тщательно его вымешав, по необходимости добавьте дополнительные ингредиенты.
2. Прежде чем начать лепить, разомните в руках кусочек теста, это придаст ему большую пластичность.
3. Части поделки из соленого теста хорошо прилипают друг к другу, если место соединения смочить водой. Сделать это можно при помощи небольшой кисточки из щетины.
4. Тесто, с которым вы в данный момент не работаете, положите под пленку или целлофановый пакет, тогда оно не высохнет. Если вы работаете с тестом разных цветов, то поместите каждый кусочек теста определенного цвета в отдельный пакет.
5. Если вы готовое изделие будете сушить в духовке, то делайте это либо на подносе, либо в жаростойкой посуде.
6. Если вы хотите украсить поделку отпечатками, то сделайте это сразу после лепки, иначе тесто покроется сухой корочкой и украшение не получится. Для отпечатков можно использовать любые предметы.
7. Тесто можно хранить в холодильнике не дольше одной недели.

Из соленого теста можно делать все что угодно: подсвечники, рамочки для фотографий, домики, зверей, овощи и фрукты, машины и самолеты, буквы и цифры. Украсить их можно крупами, пуговицами, ракушками, бисером и макаронными изделиями, ниточками и лентами. Сделать можно все, на что только хватит фантазии, вдохновения и желания.

Рецепты приготовления соленого теста.

Известны разные рецепты соленого теста. Так, в одном из них в тесто добавляют растительное масло, но в этом случае изделия оставляют жирные отпечатки. В некоторых рецептах в тесто предлагается добавлять виниловый клей. С таким тестом нужно быть очень осторожным, особенно если вы работаете с маленькими детьми: клей токсичен, а малыши любят все пробовать «на зуб». Такого рецепта, который подходил бы всем, нет. Необходимо поэкспериментировать и выбрать тот, с которым именно вам приятно работать. Тесто может быть крутым или мягким, в зависимости от количества муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды; если же оно прилипает к рукам, добавьте муки.

Рецепты:
– мука пшеничная (2 стакана),
-соль «Экстра» (1 стакан),
-вода (3/4 стакана),
-растительное масло (1-2 ст.л.),
- сухой обойный клей (1-2 ст.л.).
- мука ржаная (1-2 стакана),
- соль «Экстра» (2 стакана),
- вода (3/4 стакана).
«Секретные ингредиенты».

Ребенку интереснее лепить не только из белого теста, но и из цветного.
- гуашевые краски,
- пищевые красители (для пасхальных яиц),
- свекольный сок,
- какао,
- специи, сухая трава (ромашка, мята, мелисса)
Чтобы соленое тесто не рвалось и крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымешивать и разминать, пока оно не станет эластичным. В широкую миску насыпьте соль, добавьте воду, затем муку. Все хорошо перемешайте. Или хорошо перемешайте соль и муку, постепенно добавляя воду до получения однородной массы. Тесто должно получиться эластичным и достаточно крутым. Положите его в какую-нибудь емкость или в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высыхало. Долго хранить готовое тесто не желательно, потому что при этом теряется его первоначальный цвет: оно становится сероватым.

Как высушить поделку из соленого теста.

Сушка – важный этап в изготовлении изделий из соленого теста. Вы задумали и сотворили из него нечто замечательное! И вдруг в результате поспешного или неправильного обжига изделие треснуло…
Высушить поделку можно на открытом воздухе в сухом месте. Чем изделие толще, тем больше понадобится времени. Зато этот способ самый экономичный. Летом готовое для просушки изделие положите на освещенное солнцем место.

Сушкой на батарее центрального отопления удобно пользоваться зимой. Поделку следует положить на фольгу или ткань и оставить на батарее до полного высыхания.

Чтобы поделки хорошо сохранились, после того как они будут просушены и раскрашены, покройте их прозрачным жидким лаком. Это надежно защитит их от влаги. Если не нравится зеркальный блеск, используйте матовый лак.
Изделия из окрашенного теста, кроме тех, в которые был добавлен какао – порошок, следует просушивать при температуре не выше 125 С, иначе их цвет может измениться.
Если вы работаете с несколькими цветами теста, то вы легко можете сделать из них новые тона. Для этого просто нужно перемешать между собой кусочки теста разного цвета.
Тесто должно быть хорошо вымешано, не липнуть к рукам и не крошиться.
Если тесто плохо лепится, добавьте воды.
Если прилипает к рукам, добавьте муки.
Поделки лучше делать из маленьких частей, так они будут качественнее и красивее.
Если решили подкрасить само тесто, краски добавляйте совсем немного.
Тесто хорошо комбинируется со многими материалами.

Раскрашивание изделий из соленого теста.

Готовые изделия можно раскрасить полностью или частично. Прекрасно смотрятся изделия натурального теста с минимальным использованием красок. Однако, если вы хотите полностью раскрасить изделие, рекомендуется использовать акриловые краски. После высыхания они не пачкают руки и не размазываются. Для раскрашивания можно использовать и акриловые краски. Для этого акварель размешивают кисточкой с минимальным количеством воды и наносят на изделие так, чтобы краска не растекалась. Раскрашенные таким образом изделия необходимо закрепить лаком. Гуашевые краски тоже могут быть использованы для раскрашивания. В этом случае в гуашь следует добавить немного клея ПВА.
Чтобы окрасить соленое тесто из пшеничной муки, нужно по капельке добавить в него пищевые красители. Если изделие будет однотонным, краску нужно добавлять при замешивании теста, а если изделие должно быть разноцветным, то тесто следует разделить на части по количеству цветов. Затем из этих частей слепить маленькие шарики, в середине сделать углубления. Далее в эти углубления закапать краску, и разминать до равномерно окрашенной массы.

Лакирование.

Для того, чтобы краски не выгорали или случайно попавшие на поверхность изделия капли воды не испортили работу, фигурки лакируют. Лакирование используют при необходимости и по желанию автора. Применяют как жидкий, так и густой лак. Жидкие лаки плохо защищают изделия из соленого теста, поскольку они проникают внутрь, и поэтому изделие приходится лакировать много раз. И все же хорошо использовать именно жидкий лак, тогда изделие будет выглядеть более румяным и менее блестящим. Густые прозрачные лаки, напротив, надежно защищают изделие от влаги, достаточно покрыть его лаком один – два раза.

НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ЛЕПИМ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА

Не знаете чем таким интересным занять ребёнка? Тогда для вас отлично подойдёт лепка из солёного теста, так как это развивает мелкую моторику рук малыша, творческие способности и внимательность.

Поделки из теста хороши тем, что прослужат вам куда больше, чем из того же пластилина. Что уж говорить о глине, вряд ли нежные ручки малыша стоит пачкать в ней, ведь ребёнок тут же попробует её на вкус. Солёное тесто абсолютно безопасно для организма ребёнка. Также в нём нет искусственных материалов и красок. А наличие большого количества соли делает его неприятным на вкус, так что даже попробовав кусочек, ребёнок тут де выплюнет его и не станет больше тянуть в рот.

Делая тесто в домашних условиях, вы вовлечёте в этот процесс и ваше чадо, не говоря уже о самой лепке. Как же приготовить такой интересный материал?

Для соленого теста лучше всего подходит пшеничная мука недорогих сортов. Соль обычно используют для защиты изделий от грызунов и вредных насекомых. Она должна быть только мелкого помола.

Воду в тесто добавляют только холодную.
Пищевые красители придают тесту яркий, насыщенный цвет. В продаже есть как сухие, так и жидкие красители(для кондитерских изделий и окрашивания пасхальных яиц
Краски для раскрашивания поделок из теста обычно используют водорастворимые (гуашь, акриловые краски).

Рецепты теста

Рецепт № 1

· 1 стакан соли

· 4 стакана муки

· 1,5 стакана воды

· 1 столовая ложка растительного масла

· пищевые красители

Смешать соль, муку. В воде развести пищевой краситель нужного цвета. Все ингредиенты перемешать вымесить тесто.

Рецепт № 2 .

· 2 стакана муки

· 1 стакан соли

· 3/4 стакана воды

· 1 -2 ст. л. Обойного клея

· пищевые красители

Рецепт № 3.

· 1 стакан муки

· 1 стакан соли

· 1 столовая ложка квасцов

· 1 стакан воды

Смешать все сухие ингредиенты. В воду добавить пищевые красители. Все перемешать. Замесить густое тесто.

Рецепт № 4.

· 1 стакан соли

· 0,5 стакана кукурузной муки

· 0,5 стакана воды

Все перемешать в кастрюле. Готовить на слабом огне, помешивая деревянной ложкой. Снять с огня, когда образуется шар. Завернуть в фольгу, замесить тесто, когда оно остынет.
Рецепт № 5.

Фигурки из этого теста можно потом съесть. Приготовьте его непосредственно перед употреблением:

· 0,5 стакана сахара

· 1/2 пачки маргарина или сливочного масла

· 2,5 стакана муки (или немного больше)

· ванилин

Маргарин растопить, добавить сахар, ванилин. Перемешать. Добавить муку, замесить густое тесто.
Рецепт № 6.

А это тесто с необычной текстурой.

· 1 стакан муки

· 1 стакан воды

· опилки

· пищевые красители

В воде развести пищевой краситель нужного цвета. Добавить муку, перемешать в кастрюле, подогреть на сильном огне. Помешивать деревянной ложкой, пока не загустеет. Остудить, добавить опилки. Можно вместо опилок добавить крупы. Например: гречку или рис.
Готовое изделие (поделка, предмет) из теста можно высушить в духовке, или дать просохнуть естественным путем, а затем подкрасить.

При работе с пластичными материалами Вам понадобятся:

· скалка или специальный валик

· стека

· фигурные формочки

· чесноковыжималка

· доска

· мерные стаканчики

· терка

· вилка (пластмассовая)

· кисти

· линейка

· кофейное ситечко

· различные предметы с интересным рельефом (пуговицы, монеты, брошки, бутылочные пробки с оттисками и др.).

Сушка теста

Существует несколько способов сушки получившихся фигурок. Самый простой и не затратный – высушить все на балконе или на любой обдуваемой поверхности. Если же вы хотите получить максимальный результат, то лучше сушить солёное тесто в духовке при температуре 100-150’С. Как только поделка стала твёрдой – процесс сушки окончен. Мелкие изделия при таких условиях высыхают максимум за час, крупные – 2-3 часа. Обязательно проследите, чтобы ваше творчество не сгорело в духовке. Хотите получить золотистый экземпляр – добавляем до 200’С и не отходим не на минуту.

Обработка изделий

1. Глазурирование соляным раствором. Приготавливаем так: соотношение соли и воды 1:2). Берём кисточку и обрабатываем раствором. Ставим в духовку на 100’С. Повторяем все ещё раз и получаем красивую поделку.

2.Нанесение желтка с водой. Смешиваем эти ингредиенты, обмазываем изделие и ставим в духовку на 100’С.

3.Свекольным сиропом также можно покрыть поделку, и тогда она приобретёт коричневый оттенок. Смазываем за пол часа до выключения духовки(сушки).

Лепка из солёного теста станет хорошим развлечением для вашего ребёнка. Лучше начать заниматься лепкой в 3-4 года, когда он уже вполне готов вам помогать и проявляет интерес к творчеству.

Как правильно учить ребёнка лепить? С чего начать?

Лепка открывает большие возможности, как для развития мелкой моторики, так и для развития ребенка вообще. Первое время ребенок работает всей кистью руки, так как движения пальцев недостаточно развиты и слабо координированы. Для ребенка наиболее значительным являются физические свойства материала: вязкость, пластичность, масса и др. Ребенок знакомится со свойствами глины, соленого теста, пластилина и производит игровые действия с ними. Этот период называется также как в рисовании "доизобразительным", но проходит обычно быстрее, так как действия с легко поддающимся воздействию материалом приводит к результату. Вначале ребенок отрывает от общего кома большие и маленькие комочки, затем нагромождает их один на другой, раскатывает на дощечке, расплющивает рукой о доску (т.е действует, не ставя перед собой цели что-либо изобразить). Под руководством взрослого ребенок видоизменяет бесформенные комочки, раскатывает их продольными и вращательными движениями ладоней сначала просто о стол, а затем между ладонями. В дальнейшем ребенок научится лепить палочки, столбики, колечки, колобки, пирамидки, грибы.
Интерес к пластичным свойствам следует направлять на изображение конкретных предметов, иначе ребенок будет разбрасывать, и размазывать материал по доске. В результате усвоения элементарных действий с глиной, тестом, ребенок учится лепить предметы простейшей формы: столбики, карандаши, палочки. Следующий этап - изображение шаровидной формы (колобок, шарик, мяч). Движения, образующие шар, являются более сложными по сравнению с движениями при создании цилиндра, так как они требуют большего зрительного контроля и слаженности действия обеих рук.
На основе приобретенных навыков по лепке цилиндра и шара переходим к изображению определенных предметов, например: из согнутого столбика - калач, из нескольких колец - башенку, а чупа-чупс (погремушку) - из столбика и шара.
Занятия должны повторяться, но тематика должна быть разной. Например, закрепляя лепку предметов цилиндрической формы, темы могут быть следующими: карандаши, столбики для забора, палочки, дрова, соломка для угощения куклы и др.
Первые занятия проводятся в течение 5-8 минут. На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод. Большое значение при обучении имеет не только показ, но и пояснение каждого действия. Возможно, что занятия проводятся с использованием приема "рука в руке" и в этом случае проговаривание действий обязательно. " Положили комочек на ладонь, накрываем другой ладошкой, и катаем его вперед- назад, вперед- назад, получился столбик. Подобными пояснениями следует сопровождать каждое действие, чтобы ребенок активнее воспринимал последовательность при изображении. Продолжительность занятий постепенно увеличивается до 10-12 минут.
Работы ребенка следует некоторое время хранить. Делать это следует по двум причинам: во-первых, к работе ребенка нужно привлечь внимание родных, близких людей, других детей, говоря, какая замечательная работа, хвалить ребенка; во- вторых: работы нужно сохранить, чтобы иметь возможность возвращаться к их анализу, сравнивать с последующими работами, отслеживать динамику.

УДАЧИ ВАМ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


Консультация для родителей - «Солёное тесто-лепим все вместе».

Лепка- это создание обьёмных или рельефных фигур,картин и даже целых композиций из пластичных материалов.

Пластичных материалов великое множество - пластилин,тесто,глина,пластика, зимой-снег,летом влажный песок.

Этот процесс предоставляет великие возможости для развития и обучения детей,потому что

возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев,воображение детей,формируются и развиваются навыки ручного труда.

Н
еподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию ручной умелости должна начаться задолго до поступления в школу.

Покуда процесс проходит в виде игрового действия, ребёнок осваивает технологию уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с солёным тестом-разминание, отщипывание, шлёпание, сплющивание.

С
олёное тесто -абсолютно экологически чистый материал.

Освоив азы дети приступают к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания и приклеивания одной части к другой.

Кроме этого,во время занимательного и увлекательного процесса развивается не только речь ребёнка,его фантазия и творчество, но и происходит развитие личности.

Хотя поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками.

Именно по этому следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ.

Очень важно,чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям.Детям в любом возрасте необходимо одобрение взрослого и его похвала.

Такое отношение позволит им в дальнейшем чувствовать себя уверенными и компетентными людьми.

Солёное тесто в последние и годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.

Тестопластика - искусство создания объёмных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

М
ы используем тесто для игры. Из теста можно слепить персонажей театра и вазу для мамы.

Классический рецепт солёного теста из пшеничной муки: мука – 2 чашки, соль – 1 чашка, вода- 200 гр (200 мл).




Мука : Лучше всего купить белую пшеничную муку высшего сорта, в ней достаточно клейковины, да и цвет выпеченных изделий порадует глаз. Но если вы задумали какое-то особое изделие, в порядке эксперимента можно попробовать и любую другую.
Соль : Благодаря содержанию соли тесто хорошо держит форму при лепке, а готовое изделие будет надежно защищено от плесени и грызунов. Для того чтобы ваши изделия имели ровную, гладкую поверхность, соль лучше использовать самую мелкую “экстра”. Старайтесь не пользоваться измельчения соли кофемолкой. Соль добавляют в тесто исключительно для защиты от мышей и вредных насекомых. Поэтому большого ее количества, в сущности, не требуется. Перебор соли может сделать тесто после сушки хрупким и ломким, что ведет к образованию трещин на изделии.

С
оль можно использовать любую, даже самую дешевую. Соль грубого помола легко размельчить в кофемолке.

Вода: Для приготовления соленого теста вам понадобится вода. Она должна быть чистой. Водопроводную воду лучше отфильтровать. Замешивайте тесто на ледяной воде, оно будет более эластичным.

Добавки: качество материала можно улучшить:

Добавив в классический рецепт 1 столовую ложку картофельного крахмала, обязательно просеяв его, чтобы не было комочков, увеличим пластичность материала,

Добавив 1-2 чайные ложки обойного клея повысим прочность изделий.

Тесто для лепки должно быть довольно крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе, тщательно разминая, добиваясь однородности и эластичности. При вымешивании густоту теста можно регулировать: если тесто начинает крошиться в него добавляют воду, а если получается чересчур мягким – досыпают соль и муку, сохраняя их основные пропорции. Вымешивают тесто до тех пор, пока оно не станет эластичным и податливым. Готовое солёное тесто нужно положить на пару часов в холодильник (можно оставить на ночь). Охладившись, оно станет более пластичным и однородным.

Внимание совет! Вымешивая тесто на столе. не забывайте посыпать поверхность стола мукой, чтобы тесто не прилипало

Рецепт теста для лепки.

Рецептов приготовления солёного теста много. Такого, чтобы подходил всем, пожалуй нет. Необходимо самостоятельно поэкспериментировать и выбрать то, с которым приятно работать.

^ Первый рецепт: Мука пшеничная – 2 стакана, Соль «Экстра» – 1 стакан,Вода – 3стакана.

Второй рецепт: Мука пшеничная – 1 стакан,Соль «Экстра» – 2 стакана,Сухой обойный клей – 1 ложка,Вода – около 1 стакана.

Совет. Солёное тесто, оставленное в открытом виде, на воздухе, очень быстро сохнет, поэтому держите ёмкость с ним закрытой. Остаток неиспользованного теста положите в холодильник, там его можно хранить день-два.

Совет. Вы можете придать необычный цвет и приятный запах своему тесту (что сделает работу намного приятнее), если добавите к нему немного специй (или какую-либо из них): мускатный орех, тмин, паприка, серый и чёрный перец, корицу, карри.

Окрашивание солёного теста. Красители.

Если вы решили создать цветную поделку из солёного теста, то вам не подойдёт рецепт обычного солёного теста, попробуйте сделать цветное, окрашенное тесто.
Окрашивание может производиться на стадии замешивания, а также при вымешивании теста.
На стадии замешивания теста окрашивание делается тогда, когда композиция строится на сочетании двух цветов.
Первый цвет - белый (натуральное тесто по классическому рецепту), второй коричневый.
Для его получения при замешивании добавляется обычный какао-порошок (не забудьте перед использованием просеять его через сито). Можно вместо какао добавить растворимый кофе (предварительно растворив 2-3 чайные ложки в минимальном количестве кипятка). Количество какао или кофе зависит от того, какой по интенсивности коричневый тон вы хотите получить. Чем больше оттенков у вашего изделия, тем интереснее оно будет выглядеть.


Красный и оранжевый красители являются самыми интенсивными, поэтому для получения теста этих цветов можно использовать не целый, а только половину пакетика на один заготовленный колобок весом 100-150 г. Для окрашивания соленого теста можно использовать любые пищевые красители, а вот красители для пасхальных яиц подходят не все.Для того чтобы получить тесто различных цветов и оттенков, нужно начать с основных цветов: желтого, красного, синего. Для этого вам понадобятся пищевые красители, которые продаются в виде порошка.Также окрашивать тесто можно с помощью гуашевых красок. Необходимо при замешивании теста в воду добавить гуаши и все хорошо размешать.

Творите вместе - для удовольствия, для забавы, для пользы и красоты!